Я заменил верхнюю деку на своём предыдущем инструменте. Потому что могу.
Я почти сразу понял, что меня не устраивает в этой скрипке и тут же окунулся в создание новой, чтобы в ней это исправить. И не то чтобы инструмент получился плохой, вон, Рома Минц играет на нём в конце этого видео (https://youtu.be/XUFZ4Do5aWo?t=1743), и ничего, справляется, всё работает. Но тут вопрос контроля. Я преследую в своих инструментах не вполне этот звук.
И да, я слышал много аргументов, мол, да зачем, любая скрипка найдёт себе музыканта, ты большему научишься, если просто будешь делать инструменты дальше, а эта пусть остаётся как есть. В этих аргументах, безусловно, присутствует логика. Но я не могу отправить в мир инструмент со своим именем, когда я не вполне им удовлетворён и знаю, что могу сделать лучше.
Разница невелика, всего лишь в очертаниях свода. И раньше я думал, что толщины имеют первостепенную роль в формировании резонансов корпуса, а следовательно и тембра инструмента. И неудивительно, все же носятся с настройкой дек, картами толщин (как картой сокровищ). Но акустические конференции и личный опыт наглядно показали мне обратное. И если отстраниться от стереотипного мышления, это оказывается очень логичным. У тела в форме полусферы (миски) будет радикально иное вибрационное поведение по сравнению с плоским телом, и добавление или снятие 1 мм не превратит одно в другое и обратно.
Сейчас на вопрос "настраиваю ли я деки", я отвечаю "я настраиваю корпус". Безусловно, у отдельных дек есть желаемые и необходимые характеристики, чтобы, сложившись в корпус, они дали искомые резонансы (эти характеристики — плотность дерева, форма свода, толщины, масса, резонансы), но обычно в русскоязычной литературе по созданию скрипки под "настройкой" подразумевается несколько иное.
Также, для меня это большой шаг в сторону свободы в создании инструмента. Во-первых для того, чтобы чувствовать себя свободно в рамках нужно почувствовать, где находятся эти рамки, где крайние возможные положения и что они дают, а что забирают. Во-вторых, разум имеет свойство влюбляться в свои произведения. Осознание, что то, что ты сделал, это не нетленное произведение, куда ты уже не можешь вторгнуться, а просто инструмент, который ты можешь изменить по своему желанию, и имеешь навыки и контроль чтобы сделать это в требуемую сторону, даёт одновременно очень ощутимый контроль и свободу творчества.
Каждый мастер это проходит, когда в первый раз решает что-то поправить на уже готовом инструменте перед лакировкой, когда решает вскрыть инструмент, когда тот уже готов, когда перелакировывает инструмент, потому что недоволен лаком, ну и когда решается заменить часть, в угоду более совершенному целому.