Не имей Амати, а умей играти. Совершенно дебильная и опасная поговорка. Неуместная здесь и нелепая форма старославянского инфинитива глагола 'играть' — не единственная моя претензия. От этой поговорки сразу веет худшими, наикостнейшими и античеловеческими проявлениями школы. Очевидный тираничный посыл с позиции превосходства — не ищи себе нормальный инструмент, привыкай к неудобству игры, живи с плохим звуком, играй, будь добр, хорошо. Я понимаю о чём она. Да, бывает, что человек перебирает разные струны, обвиняет во всём свой инструмент и постоянно находится в поиске нового. Но знаете сколько таких людей я встречал за 12 лет работы в России и Америке? Двоих и то с натяжкой. Мотивация может быть абсолютно разная, я не берусь их судить. При этом людей, которые играют на инструментах в просто вопиющем состоянии, я и другие мастера видят практически каждый день. Эта пословица кроет абсолютно всех, а тех, на кого она нацелена — ничтожно мало. Вы не представляете, как часто мы (мастера) видим детские инструменты в просто антиигровом состоянии, на которых дети вынуждены как-то играть и страдать. У каждого мастера был диалог с родителем вроде: - А где душка? - Что? - Ну там палочка внутри такая, которая распирает деки. - (ребёнку) А, это наверное та штука, что гремела внутри, когда вы на переменке скрипку друг другу кидали. (мастеру) Мы её вынули. Тут можно привести много аналогий. Давайте остановимся на фортепиано, думаю такой пример многим музыкантам будет понятен. Представим, что X — это фортепиано, у которого клавиши разной длины, ход клавиш в два раза больше нормального, расположены они неравномерно, какие-то ближе, какие-то дальше друг от друга, некоторые струны волчат, некоторые дребезжат, потому что бьются о раму, некоторые, чтоб они звучали нужно продавливать сильнее других, половина не держит строй и постоянно спускает, другая половина струн старые и окисленные, в принципе не способные в к гармоническим колебаниям. Я не утрирую, это нормальное состояние советской фабрики со струнами Большой театр или дешёвой китайской скрипки с завода, недоработанной мастером. Сказали бы вы ребёнку: "Не имей нормальный инструмент, а играй на фортепиано X."? Я понимаю, что в основе мировоззрения, родившего такую поговорку также лежит отсутствие базовых знаний о нормальном состоянии инструмента. Никто не говорит об этом, ни в школе ни в консерватории нет курсов инструментоведения, где музыканты получали бы исчерпывающую информацию о своих инструментах. Я стараюсь поправлять это по мере сил лекциями и своими видео на ютубе. Как любому мастеру хорошо бы уметь хоть немного играть на инструменте, который он делает, чтобы понимать что он делает в плане отстройки звука, удобно ли будет на нём играть и говорить с музыкантами на одном языке, также и музыкантам хорошо бы знать хотя бы базовые сведения о своих инструментах. Может не надо страдать и пытаться зажимать тонкими пальцами квинты на струнах, которые далеко друг от друга? Может моя душка стоит опасно далеко от подставки и может спровоцировать деформацию свода и трещину? Может мне неудобно играть в высоких позициях, не потому что я плохой музыкант, а потому, что у меня подставка выше нормы и прогиб грифа на скрипке, как на контрабасе? Если вы или ваш ребёнок страдает, покажите инструмент мастеру. Не педагогу. Мастеру. Понятно, что люди — очень гибкие и приспосабливаемые существа и можно привыкнут к чему угодно. Но если мы говорим о музыке, творчестве, когда инструмент должен быть продолжением человека, его голосом, способом выражать свои чувства, зажигать эмоции в слушателях, то хорошо бы чтобы хотя бы основные игровые характеристики инструмента были в порядке. "Имей инструмент, который адекватен твоему уровню игры на сегодняшний день и не сдерживает твоего развития и самовыражения. Если тебе неудобно играть, или что-то не звучит, покажи инструмент мастеру." Вот так лучше.

Теги других блогов: музыка инструменты мастерство